Тендер: понятие, характеристика, порядок проведения

Тендер: понятие, характеристика, порядок проведения Тендер представляет собой мероприятие, аналогичное проведению торгов или конкурса. Само слово позаимствовано из английского. В отечественной бизнес-среде кроме межнациональных тендеров (активное участие в них принимают российские организации) существуют еще два их вида - государственные и коммерческие.

Тендер является способом отбора заказов на поставку продукции, осуществление услуг или работ, который проводится на конкурсной основе. Условия участия оговариваются заранее. Формируется пакет конкурсной документации, в соответствии с которым каждый участник должен собрать и предоставить необходимые документы в надлежащим образом оформленном виде.

Электронные торги в строительстве базируются на трех основных принципах: честность, состязательность, эффективность. Запрос цен, котировок или предложений тоже являются своего рода тендерами. Государственные закупки в подавляющем большинстве осуществляются на конкурсной основе. Государственный или коммерческий контракт подписывается с участником, одержавшим победу, то есть гарантирующим оптимальные условия.

Аукцион или тендер? Основные различия

Аукцион представляет собой мероприятие соревновательного характера. При его проведении единственным критерием отбора служит стоимость. В случае с аукционом доступными для его участников являются как стоимость, так и предложения. Аукцион отличается от тендера тем, что участник имеет право вносить в заявки изменения, формируя предложение более выгодное. Аукцион проводится по принципу уменьшения первоначально объявленной стоимости, которая прописана в извещениях о проведении мероприятия.

При этом используется шаг аукциона – денежный интервал, уменьшающий стоимость предмета торгов. Он является величиной фиксированной и составляет 0,5% от изначальной. Выигрывает участник, предложивший минимальную цену. Современным инструментов для проведения торгов и аукционов является электронная площадка СтройТорги, которую ряд крупных городов используют достаточно активно.

Проведение тендеров осуществляется исходя из обратного принципа. Все участники подают заявки в запечатанных конвертах, не содержащих идентификационных признаков. Персональные данные доступны только членам комиссии. Задачей участников является предоставление оптимальных условий. Контракт заключат с той из фирм, что предложила максимально выгодные условия его выполнения.

Базовыми критериями, учитываемыми при выборе, являются стоимость, характеристики продукции (услуги), ее качество, сроки и гарантии исполнения. Результат во многом зависит от предоставляемой тендерной документации. Он должна четко соответствовать заданным условиям и состоять из двух частей – технической и коммерческой. В первой излагается описание и общие сведения о предмете. Конкретику пакета документов, необходимого для участия в тендере, определяет тендерный комитет.