Виды чугунных люков и их применение

Виды чугунных люков и их применение Прокладка инженерных магистралей, как трубопроводных, так и кабельных, требует устройства на всем их протяжении смотровых колодцев. Они необходимы для безопасной и технически грамотной эксплуатации этих магистралей. Сооружаются эти смотровые колодцы из нескольких железобетонных колец и, в зависимости от вида магистрали, с герметичным или открытым дном. Однако независимо от вида магистрали все они оборудуются бетонными перекрытиями различных конструкций с технологическими отверстиями.

Технологические отверстия для входа в колодец имеют достаточно большой диаметр, чтобы в него мог пройти рабочий или гибкий шланг специальной машины, поэтому они представляют опасность для людей, животных и транспорта, так же через это отверстие может быть повреждена сама магистраль или управляющая ею задвижка. Для того чтобы защитить магистраль и позволить беспрепятственно ее обслуживать, на эти технологические отверстия устанавливаются люки чугунные.

Что такое чугунный люк?

Чугунный люк это конструктивный элемент смотрового колодца подземной магистрали, выполняющий защитные функции. Представляет собой круглую чугунную крышку с двумя фиксирующими выступами и посадочный корпус в виде двух колец – одного плоского (опорного), другого высокого, усиленного ребрами жесткости и имеющего фланец для размещения крышки люка на уровне верхнего ребра. Посадочный корпус с крышкой устанавливают на технологическое отверстие колодца, равное по диаметру размеру люка.

Виды чугунных люков и их применение

Чугунные люки бывают двух основных видов: тяжелые и легкие. Их размеры, вес и требования к месту, где они могут быть применены, определяются ГОСТ 3634. Тяжелые чугунные люки применяются при защите технологических отверстий смотровых колодцев на автомобильных дорогах общего пользования и автомагистралях. Они должны выдерживать нагрузку от 250 кН до 400 кН (магистральные люки) и 600 кН (сверхтяжелые люки). Вес обычного тяжелого люка – 120 кг, магистрального – 140 кг, сверхтяжелого – 155 кг. Диаметр этих люков – 55 см.

Легкие люки устанавливаются на колодцах в местах пешеходных зон, на тротуарах, автостоянках. Самая легкая разновидность таких люков устанавливается вне пешеходных дорожек на газонах и в зеленых зонах парков. Такие люки рассчитаны на нагрузку 15 кН и весят от 45 до 60 кг. Для люков, устанавливаемых в пешеходных зонах и на автостоянках, определена максимальная нагрузка в 125 кН, весят они 95 килограмм. Диаметры этих люков тоже стандартные – 55 см. Отдельным видом чугунных люков являются люки ливневой канализации. Они имеют четырехугольную форму со скругленными углами. Крышки этих люков имеют вид частой решетки. Размеры и уровень допустимой нагрузки на эти люки также определяются ГОСТ 3634.

Этим ГОСТ также определяется качество металла люков, наличие на их верхней поверхности рельефа и его параметров. Так общая площадь рельефа на верхней крышке люка не должна занимать менее 10 и более 70 процентов от его общей площади.