Транспортно-пересадочные узлы. Международный опыт

Транспортно-пересадочные узлы. Международный опыт

Произошедший в середине XX-го века резкий рост мегаполисов, сопровождался значительным увеличением пассажиропотоков на всех видах общественного и личного транспорта. Одним из узких мест, существенно замедляющих передвижения оказалась пересадка с одного вида транспорта на другой. Для регулирования и оптимального распределения пассажиров были предложены специализированные комплексы – так называемые транспортно-пересадочные узлы.

Транспортно пересадочные узлы (ТПУ) располагаются на пересечении основных транспортных маршрутов – автобусных, трамвайных, железнодорожных, метрополитена. Во многих ТПУ также предусматриваются стоянки для личного автотранспорта. Система внутренних переходов оптимизируется таким образом, чтобы обеспечить максимально быстрое перемещение пассажиров. Помимо собственно переходов возможны дополнительные сервисы – системы доступа с «единым» билетом на разные виды транспорта, разнообразные коммерческие объекты (магазины, кафе, рестораны и т.д.), в некоторых ТПУ располагаются гостиницы или хостелы.

В качестве примеров оптимальной организации ТПУ можно привести два знаковых комплекса.

Первый – автобусный терминал в Нью-Йорке. Основное назначение комплекса – организация быстрой и комфортной пересадки пассажиров с автобусов и личного транспорта на станцию метрополитена. Девятиэтажный терминал каждый день принимает 7 тыс. автобусов и порядка 200 тыс. пассажиров. Этот ТПУ работает исключительно как объект транспортной инфраструктуры.

Примером несколько другой концепции служит ТПУ Камппи (Финляндия, Хельсинки) (170 тыс. пассажиров в день). Здесь также организована пересадка пассажиров с автобусов на метро и обратно. Основное отличие – в коммерческой составляющей. Кроме собственно транспортного узла в здании ТПУ находится 6 этажей торговых площадей, а также офисы и гостиницы.

Руководитель инфраструктурной Управляющей Компании «Группа 100» Кузнецов Тимофей Игоревич: «От выбора концепции ТПУ зависит коммерческая привлекательность для инвесторов и, соответственно, необходимость бюджетного финансирования…»

Зарубежный опыт подтверждает перспективность современных ТПУ для решения транспортных проблем города. Осталось перенести этот опыт в российские реалии.